ИГРЫ С КЛАССИКОЙ

Газета "Литературная газета" №31 (6235) (2009-07-29)
Анна Кузнецова

В подмосковной Лобне в 14-й раз прошёл ежегодный Международный театральный фестиваль, посвящённый русской классике. Для небольшого города в 70 тысяч жителей проведение подобного праздника с гостями из разных стран мира, с лучшими столичными и российскими театрами в качестве участников – дело непростое. Однако это событие, без которого уже не мыслится духовная аура города. Каждый житель Лобни ждёт фестиваля и считает за честь побывать на его спектаклях. Во всех местных школах существуют детские театральные коллективы, которые ставят «Конька-горбунка», пьесы Чехова и Островского, то есть тоже всерьёз занимаются классикой на сцене. Для городской администрации это необходимая часть культурной политики, а для руководства и труппы лобненского театра «Камерная сцена» хоть и трудная, но радостная и почётная часть их жизни.

В этом году фестивалю пришлось выдержать нелёгкое испытание. Что скрывать, в Рязани, Смоленске, Орле из-за отсутствия денег подобные мероприятия уже отменили. Но лобненский фестиваль стал настолько любимым и авторитетным, что его постоянные участники, омская «Галёрка» или вологодский «Камерный театр», приехали, несмотря на то, что театр-хозяин не смог оплатить им дорогу и приём. Точно так же поступили и артисты из Смоленска, болгарского города Враца, из Белграда.

Фестиваль состоялся. И сдаваться не собирается: уже планируется программа будущего года. А то, что увидели зрители в этом году, наводит на серьёзные размышления.

Накопившаяся усталость от театрального однообразия и серости в классических постановках последних лет обернулась такими всплесками режиссёрской фантазии, таким своеволием, таким небрежением к тексту и особенностям драматургии, что пора, наверное, остановиться. Чуть ли не все пьесы меняют заголовки и жанры, почти все спектакли ставятся не по пьесам, а по мотивам. Искусственное осовременивание, поиски агрессивных путей контакта со зрителем часто ведут к необратимым потерям.

Чтобы быть ни на кого не похожим, режиссёр Яков Рубин из Вологды в спектакле «Классика-РУ» соединил «Белые ночи» Достоевского с «Воительницей» Лескова и «Евгением Онегиным». Но внутренние связи, не говоря уже о внешних, сюжетных, оказались разорванными, действие затянутым.

Гоголевская повесть «Записки сумасшедшего» у смолян из произведения в несколько страниц превратилась в длинное повествование, где причины сумасшествия чиновника Поприщина стали меньше всего связаны с «важным лицом» и его дочкой, а сумасшедший дом – лишь этап на пути… в Сибирь в арестантской телогрейке…

Чёрные мысли, чёрный человек Сальери в пушкинской трагедии, привезённой театром из Королёва, приобрёл облик четырёх красоток, замечательно танцующих, безусловно, украсивших спектакль, но часто отвлекающих от трагического противоборства гения и злодея.

В одноактной пьесе Чехова «Лебединая песня» (столичный «Театральный особняк») одиночество старого актёра, оставшегося ночью в театре с суфлёром, – условие сюжета. Но режиссёр Леонид Краснов населяет закулисье таким количеством дополнительных персонажей-духов, что и тут – сплошные игры и шумные развлечения. Смысл забыт.

Талантливых артистов, участников даже не вполне с точки зрения жюри удавшихся спектаклей, фестиваль выделил и отметил. Среди них Вячеслав Дьяченко, исполнитель роли Глумова в лобненском спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Денис Кумохин – Моцарт из Королёва, Николай Парасич – смоленский Поприщин, Елена Смирнова – вологодская Настенька, Вера Муйович – сербская актриса, сыгравшая моноспектакль по Марине Цветаевой.

Но самыми лучшими ролями были названы всё-таки те, где воедино сливались классический текст, режиссёрская глубина и адекватность прочтения с неординарностью исполнения. В их число попали руководитель театра из Враца Анастас Попдимитров за роль трагически одинокого Хлудова в булгаковском «Беге» и совсем юный актёр из Омска Антон Зольников, с очаровательной непосредственностью и юмором представивший сразу двух героев в комедиях Островского и Шаховского.

Ещё и ещё раз убеждаешься в том, что классику не нужно украшать и «улучшать», подлинные удачи приходят там, где способы воплощения обретаются в её же глубинах и оттуда черпаются образные решения, актёрские подробности, не в отдельных от пьесы режиссёрских придумках. Именно так произошло в двух лучших спектаклях, один из которых и был объявлен победителем фестивального соревнования – «Ангел» Вампилова московского драматического театра «Бенефис», режиссёр Анна Неровная, художник Владимир Боер. Руководитель театра «Галёрка» и режиссёр Владимир Витько из Омска стал победителем в номинации «За лучшую режиссуру» со своим спектаклем «Что ни дело, то комедия» Островского. Вот здесь и актёрский ансамбль, и декорации, и музыка – всё на высоком уровне. А главное – уважительное, бережное, глубинное обращение с классикой.

   
 

ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ