КОРОЛЕВ. МИНУТЫ, ДОСТОЙНЫЕ КОРОЛЯ Газета "Страстной бульвар, 10" Выпуск № 9-169/2014 Главный режиссер Королевского драматического театра (КДТ) Андрей Крючков, уже соприкасавшийся с театром абсурда в 2005 году во время постановки спектакля «Вдовы» Славомира Мрожека, на этот раз решил обратиться к известной пьесе «Король умирает» признанного классика театрального авангарда XX века Эжена Ионеско. Сколько бы раз это произведение ни звучало с подмостков, оно всегда получает новую трактовку. Один постановщик делает акцент на политическую сатиру, другой сбивается на буффонаду, третий уходит в лирическую сторону сюжета. Андрей Крючков сохранил ассоциативную образность Ионеско, предоставив зрителям гораздо большую свободу толкования. Действо нового спектакля КДТ «Минуты короля» происходит в камерной обстановке. Большая сцена Центрального Дворца культуры имени М.И. Калинина делится на две части - зрительскую и демонстрационную. Публика сидит на обычных стульях, а актеры играют будто на фоне внутренней стороны кулис. Эта «изнанка» театрального занавеса хорошо обыгрывается в финале, когда король с чувством собственного достоинства удаляется в пустой, окутанный дымкой, зрительный зал, а простенький настил через оркестровую яму служит ему неким подобием переправы через мифологическую реку Стикс. Однако и в течение всего спектакля интимность закулисья играет режиссеру на руку, подчеркивая, что перед зрителями разворачивается сугубо личная история. Главную и довольно сложную по своей психофизической технике роль Беранже Первого исполняет лауреат международных театральных фестивалей Владимир Беляев. Его герой подвержен постоянной смене настроения. Он то наивен и игрив, как ребенок, то нежен и лиричен, как влюбленный юноша, то яростен и груб, как воин на поле боя, то задумчив и спокоен, как мудрый старец. Эти быстрые эмоциональные перепады удивительным образом складываются в целостную картину о том, как человек борется за жизнь и чего ему стоит примирение со скорой смертью. Владимир Беляев показывает бессилие короля наметками - чуть прихрамывает, спотыкается, оседает в кресло. Главное для актера в этой роли не физическое угасание персонажа, а его душевное состояние. Две жены короля как две чаши весов, склоняющие Беранже то в сторону жизни, то в сторону смерти. И большой вопрос, кого из героинь можно назвать положительной - беспечную чувственную Марию (Юлия Жукова) или строгую властную Маргариту (Екатерина Крыкова). Актрисы играют на контрасте, однако Крыковой удалось создать более яркий сильный образ, несущий неизбежное. Полагаю, так и задумывалось режиссером-постановщиком, поскольку в финале она вытесняет сентиментальную Марию из сердца короля, взяв на себя трудную миссию его проводника к бессмертию. Неслучайно спинка стула, на котором в начале спектакле сидит королева Маргарита, выполнена в виде колеса прялки, которое символизирует в славянской мифологии круг времени. Сценография и костюмы, созданные художником Галиной Карканицой, и музыкальное оформление спектакля, придуманное композитором Алексеем Сударенковым, гармонично сочетаются с текстом абсурдистской пьесы Ионеско. Полутрон-полукресло для инвалидов, простенькие кованые напольные подсвечники, ржавая лестница-стремянка подчеркивают упадок государства, которым правит умирающий король, а средневековые костюмы с элементами современной одежды намекают на ирреальность этого царства. То, что действие происходит не в какой-то конкретной точке земного шара, а где-то в абстрактном мире подчеркивается фразами на немецком и французском языках, произносимыми иногда актерами будто невпопад. Надо сказать, перевод пьесы «Король умирает», сделанный Ольгой Ильинской достаточно давно, в другую эпоху, в КДТ подвергли небольшой корректировке с учетом первоисточника, чтобы сделать текст более понятным современному зрителю. Не обошлось в трагикомедии абсурда «Минуты короля» и без иронии. Развеселила сцена, когда суетливая и добродушная служанка Джульетта (Елена Лобанова) пытается выловить самодельной деревянной мини-удочкой министров короля из алюминиевого ведра. Не менее причудливо смотрится недалекого ума страж в исполнении Дениса Любимова, то и дело выкрикивающий в рупор с трибуны традиционную французскую фразу: «Король умер. Да здравствует король!» Немногословного, но напористого доктора (он же - палач и астролог), держащегося в тени королевы Маргариты, актер Андрей Брагуца сыграл в элегантном пародийном ключе, высмеяв в его образе псевдоученых мужей. Премьерный спектакль Королевского драматического театра, конечно, рассчитан в первую очередь на публику, предпочитающую легким комедиям насыщенные философией постановки. Однако происходящие в «Минутах короля» человеческие метаморфозы, несмотря на нелепую порой игру слов, сможет по достоинству оценить и неподготовленный к «мозговой атаке» зритель, поскольку затронутая тема смерти - главного абсурда нашей жизни - рано или поздно коснется каждого. И всем в свой час придется пройти этот путь короля.
|
|||||||||||
ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ
|
|||||||||||