МЫ НЕ ИСПУГАЛИСЬ КРИЗИСА
III ОБЛАСТНОЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ОСЕНЬ"

Журнал "Страстной бульвар, 10" №5-125/2010
Игнатюк Ольга

Прошедший недавно III Областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень» можно считать «юбилейным». Проводившийся по инициативе Министерства культуры Московской области, Администрации и управления культуры города Долгопрудный и Долгопрудненского муниципального театра «Город», этот фестиваль с его поэтичным названием стал уже местной культурной традицией. Хозяин фестиваля, театр «Город», возглавляемый его директором Жанеттой Арутюнян, и организовывал процесс, и принимал у себя гостей. Собрались же здесь, по обыкновению, все театры Подмосковья – драматические, музыкальные, детские, кукольные.

Среди постоянных участников фестиваля, приезжающих сюда ежегодно, уже сложилась группа лидеров, встречи с которыми ждешь как праздника. Сам театр «Город», на первом фестивале блеснувший своей «Медеей на воде» (на настоящей водной сцене Клязьминского водохранилища), в этот раз завоевал «Гран-При» «Оскаром и Розовой Дамой» в постановке того же Юрия Соловьева. А Дмитровский театр «Большое гнездо» покорил всех «Сказанием о Михайле Русиче» – авторским проектом Владимира Красовского, показавшего нам редкой красоты и силы древнюю русскую былину тысячелетней давности. В лидерах на этот раз оказался и Камерный молодежный театр «Зазеркалье» из Серпухова, до этого привозивший лишь детские спектакли – однако на сей раз удививший всех зрелой и точной постановкой рассказов Шукшина под названием «Один день села Зевакино» в режиссуре Оксаны Кудрявцевой.

Современным креативом, как и в прошлом году, радовал публику Подольский драматический театр, показавший «новую лав стори» под названием «Он обещал ей райскую ночь» по пьесе И.Григорьева в постановке Геннадия Козлова. И еще – Молодежная театральная студия города Лобни, инсценировавшая повесть Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и сыгравшая ее в режиссуре Игоря Фомина. А вообще-то, современную драму на этот фестиваль привозят нечасто – предпочитая ей «вечную добрую классику» и делая ставку в конкурсном соревновании именно на нее.

Поэтому классика, как всегда, занимала свои крепкие позиции в фестивальной программе. Лобненский драматический театр «Камерная сцена», в течение многих лет верный линии крупной классики, показывал «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, Королевский драматический театр – «Моцарта и Сальери» А.С.Пушкина, а Королевский ТЮЗ – фантазию по Гоголю «Что может только на одной Руси случиться…». Чеховский же городской театр привез «Безымянную звезду» М.Себастиана – давно уже ставшую классикой нашей сцены и любимую у нас, даже, может быть, больше, чем на родине в Румынии.

Соревновались в общей программе и музыкальные, и детские, и кукольные театры; среди кукольных, как всегда, снискал наибольшие симпатии театр «Три Лика», давно уже получивший у знатоков звание «интеллектуального кукольного театра».

В эти фестивальные дни, несмотря на их загруженность и круговерть, мне все же удалось взять интервью у главной хозяйки «Долгопрудненской осени», директора театра «Город» Жанетты Арутюнян.

- Жанетта Владимировна, «Долгопрудненская осень» идет уже третий раз. Произошли ли в ней какие-либо изменения за эти три года?

- Если первый фестиваль был тематически приурочен к первому крупному Дню города Долгопрудного, отмечавшего свой 50-летний юбилей, второй делался по принципу «продолжения найденного», то третий вошел сейчас в крепкую стадию развития традиций. У коллективов-участников появился азарт показать весь свой потенциал, блеснув новыми постановками, поскольку все уже поняли, что наш фестиваль – это отнюдь не случайное явление в культурной жизни Подмосковья. А ведь вы знаете, как зачастую стихийно возникают и тут же бесследно исчезают многие фестивали! Наш же, состоявшийся уже третий раз, – это, безусловно, не разовая акция, а крепкая культурная традиция, которая будет развиваться и дальше.

- На «Долгопрудненскую осень» съезжается, как правило, постоянный состав театров-участников?

– Да, благодаря чему мы имеем возможность глубоко изучить эти театры и в их эстетических вкусах, и в их режиссерских направлениях, и в умении трансформироваться в движении времени - словом, во всей полноте их творчества. В то же время коллективы, приезжающие к нам, и сами получают возможность видеть наш фестиваль в развитии. И точно так же, как мы наблюдаем за ними, театры, в свою очередь, наблюдают за нашей фестивальной работой. И радостно то, что с течением времени фестиваль не утратил количества участников, а наоборот, увеличил – стало быть, окреп его авторитет. В этом году к нам приехали четырнадцать коллективов, 80% которых были у нас на первом и втором фестивалях и которые являют наш стабильный актив. Появились и новички, принесшие с собой собственный микрокосмос и собственные идеи – благодаря чему и мы открыли для себя новых режиссеров с их спектаклями, а также новые актерские лица. Приезжают к нам каждый раз и новые гости: два года назад прибыл Камерный театр из Смоленска, а в этот раз захотела показать себя Молодежная театральная студия города Лобни – чему мы были, безусловно, рады. То есть, фестиваль со временем обрастает все новыми и новыми друзьями.

Мы, конечно, постоянно думаем о поисках новых внутрифестивальных проектов – и в этом году начали приглашать на фестиваль, для приветствия его участников и гостей, разных интересных людей из мира искусства – за счет чего попытались осуществить более тесную связь обычного зрителя с миром театра и кино, и попытка эта была весьма удачной.

И, конечно, как нет двух похожих спектаклей, так нет и двух похожих друг на друга фестивалей (как и нет двух похожих способов организации фестиваля). У каждого фестиваля всегда свой особый формат.

- Время сейчас в стране непростое, кризисное – в связи с чем многие фестивали, не выдержав экономических трудностей, исчезают. А вот вы преодолели трудности кризиса и, вопреки всему, ваш фестиваль состоялся. Насколько трудно было преодолевать финансовые барьеры?

- Да, было действительно трудно. Но мы не поддались психологическому стереотипу «паники перед кризисом». Хотя тоже слышали со всех сторон мнения, наподобие: «Что вы, сейчас и на зарплату-то денег нет, а вы со своим фестивалем!» И действительно, то финансирование, на которое мы рассчитывали, получить не удалось – но мы и это преодолели, потому что нам очень хотелось наш фестиваль провести! Очень хотелось вновь увидеть у себя в гостях коллективы, которые уже привыкли ежегодно к нам приезжать и которые трепетно готовились к этому празднику целый год. А когда люди готовились, то просто невозможно обмануть их ожидания, развести руками и сказать: «Ребята, извините, но у нас ничего не получилось!» Мы просто морального права не имели подвести всех этих людей. Кроме того, нашего фестиваля целый год ждал и наш долгопрудненский зритель – и не оправдать его ожиданий мы тоже не могли!

К тому же я прекрасно понимаю, что стоит хотя бы один раз отменить традицию (тем более, в такой сложный период, когда фестиваль еще только становится на ноги), как она может уже и не восстановиться. Так что не провести нашу третью «Долгопрудненскую осень» мы просто не могли!

- Помню, на первом фестивале вы показали спектакль вашего театра «Медея» на знаменитой водной сцене, что было для всего города незабываемо! Не было ли планов и в этот раз сыграть что-нибудь «на воде»?

- О да, желание показать спектакль «на воде» на самом деле не покидало нас в течение всего года, и мы даже подумывали, продолжая античную тему, сыграть своего «Эзопа» (которого мы с успехом возили в Македонию) – но, вы ведь знаете, как непредсказуемы наши погодные условия, да к тому же еще осенью, когда по традиции мы проводим «Долгопрудненскую осень»!

- Я знаю многие фестивали, которые сейчас стремятся проходить без конкурсных номинаций и определения победителей – что гораздо легче и дешевле во всех отношениях. У вас же давно сформировалась конкурсная традиция с ее постоянными пятью главными номинациями…

- Да, кое у кого существует сегодня такое мнение, что фестиваль – это «просто смотр», мирный парад всех коллективов без выявления лидеров. Но тогда исчезают творческий кураж и фестивальный соревновательный дух! А вообще, фестивали могут быть разными – в зависимости от того, для чего и с какой целью их затевают. Действительно, возможны фестивали в виде обычных «дружеских встреч», где не запланировано оценивать, кто лучше, а кто хуже – и они тоже имеют право на жизнь, поскольку также решают некие культурные проблемы в обществе.

- У вашего театра «Город», насколько я знаю, скоро юбилей?

- Да, в мае 2011 года ему исполнится двадцать лет.

- Я хочу, чтобы к этому сроку ваш фестиваль встал на ноги во всех отношениях, и чтобы вы смогли отметить свой юбилей полнокровно, красиво, роскошно! И желаю, чтобы все, от кого зависит проведение ваших последующих фестивалей, обязательно помогали вам.

   
 

ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ