![]() |
|||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
ОБ "АНГЕЛЕ" И НЕ ТОЛЬКО "Калининградская правда" № 7 Говорят, наше время ожесточило людей, ныне они видят в ближнем лишь конкурента в борьбе за место под солнцем, всё больше наших сограждан живёт по «законам джунглей»: «каждый сам за себя», а то и «человек человеку — волк»... «Вот раньше (тут называются разные версии — «при советской власти», «при царе-батюшке», даже — «во времена начального христианства на Руси») — люди не так относились друг к другу...» — Да так ли это? — размышляла я, возвращаясь с премьеры спектакля «Двадцать минут с ангелом», поставленного Королёвским драматическим театром. На такие раздумья меня натолкнуло то, что трагикомедия эта, написанная Александром Вампиловым в оттепельном 1962-м, кажущемся теперь многим образцом социального оптимизма и благодушия, по сути, могла появиться и в застойно-благополучные 70 — 80-е. А ведь тогда, по утверждениям старших, общепринятое обращение «товарищ» вроде бы воспринималось многими не как пустая формальность... Двое командированных — шофёр Анчугин (Сергей Плаксин) и экспедитор Угаров (Алексей Чёрный) просыпаются в гостиничном номере после многодневного запоя со страшной головной болью и 36 копейками в карманах. Бутылка же стоит 3 рубля 62 копейки... Все потуги взять в долг у гостиничной уборщицы или соседей по этажу ни к чему, конечно, не приводят, как и попытки «загнать» часы или фуфайку. И тогда, в порыве физиологического отчаяния, один из страждущих высовывается из окна и кричит: «Товарищи, одолжите десятку!!!» Безнадёжная, казалось бы, затея... Но через пять минут в номер входит прилично одетый гражданин и кладёт на стол стопку «красненьких»: «Это вам нужны деньги? Пожалуйста, пользуйтесь! Можете не отдавать, но уж если вы так щепетильны, запишите мой адрес: пришлёте, когда захотите». Облагодетельствованных словно с неба свалившимся «ангелом» охватывают смятение и страх: кто он такой, чтобы вот так, запросто, швыряться сотнями?!! Чего ему от них нужно? Наверняка здесь какая-то ловушка... Как ни уверяет благодетель (Александр Смирнов), что он не иностранный шпион и не агент КГБ, денег же дал потому, что «всем нам, смертным, бывает нелегко, и все мы должны помогать друг другу», ему, конечно, не верят. И вскоре спаситель уже привязан полотенцами к стулу, а в обсуждение необычного случая включаются и уборщица Анна Васильевна (Татьяна Благоразумова), и соседи — интеллигентный скрипач Базильский (Николай Филиппов), чета молодожёнов (Арсений Амельченко и Екатерина Катюхина). И представьте, кроме молодой женщины (упрекаемой новоиспечённым супругом в наивности) никто не допускает мысли, что прохожий просто откликнулся на призыв о помощи! Кто-то подозревает в «ангеле» работника ОБХСС, кто-то — вора (краденых-то денег не жалко!), а кто-то уверен в том, что незнакомец, «Богородицу из себя строящий», — представитель религиозной секты, заманивающий доверчивых простачков... А может, он — сумасшедший, которого нужно немедля вернуть в «жёлтый дом»? Угроза надолго погрязнуть в медицинских экспертизах по поводу своей дееспособности наконец-то развязывает благодетелю язык. Причина оказалась и проще, и трагичнее всех высказанных предположений... И вот стоят в растерянности герои пьесы — работяги, интеллигент, инженер — и потрясённо разводят руками: что же это, люди, на нас нашло? Почему мы готовы предположить в ближнем какое угодно коварство, только не столь естественное желание помочь?.. Так что, кажется мне, время — советское ли, нынешнее ли — здесь ни при чём. Вспомните, как смеялись в начале XVII века герои Сервантеса над «дурацким идеализмом» Дон Кихота! А в XIX веке персонаж О’Генри просто и ёмко изрёк, увы, кажется, бессмертную фразу: «Боливар не вынесет двоих». Можно вспомнить и крик толпы, прозвучавший две тысячи лет назад: «Распни его, распни!», и в ответ: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят...» Выходит, не зависит от эпохи низость или высота духа, не зависит и выбор — по звериному или человечьему закону жить. Нелёгкие обстоятельства могут лишь обострить скрытое в наших душах, и, поступая недостойно, не стоит сваливать грех на эпоху... Повод ещё раз задуматься об этом дала зрителям премьера Королёвского драматического театра, и за это театру — спасибо.
|
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ
|
![]() |
|||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |