ДО СВИДАНИЯ, ДЕВОЧКИ...

Королёвское информационное агенство Московской области "Спутник"

Автор: Юлия Лавряшина

Хаос кровавых пятен, мечущихся во тьме. Тревожные звуки, сливающиеся в музыку победы. Но тяжкой победы, полной боли и потерь. Идёт Белорусская наступательная операция. Надвигается стеной, напоминающей крышку гроба...

Александр Скрябин – прародитель светомузыки – был уверен, что слияние звука и цвета рождает не только эмоциональную составляющую, но несёт и философскую идею. В подготовленном ко Дню Победы труппой Королёвского драматического театра спектакле «Не покидай меня...» простая на первый взгляд история порождает болезненные размышления о дисгармонии отдельно взятой личности и социальных отношений, неизбежно оборачивающихся конфликтами. А самая мрачная форма конфликта – война – противоречит самой человеческой природе, потому что уничтожает её, калечит, обрекает на душевные и физические страдания.

В постановке режиссёра Андрея Крючкова, сумевшего подобрать блестящий актёрский ансамбль, контраст жизни и смерти – рази-телен. Ведь каждая из четырёх девушек, составляющих спецразведгруппу, создана для жизни, не для смерти. Они такие разные: дерзкая, насмешливая Батян (Екатерина Пенько), застенчивая, ещё по-детски угловатая Гурская (Юлия Жукова), порывистая, талантливая Ладысева (Анастасия Максимова) и собранная, надёжная Кремис (Елена Лобанова). Разные, но одинаково живые.

Осмелюсь сказать: гораздо более живые, чем в тексте пьесы Алексея Дударева. Мне и раньше казалось, что характеры героинь прописаны белорусским драматургом весьма схематично, а образ Полковника (засл. арт. России Александр Крючков) в пьесе вообще вызывает отторжение. Но на сцене Королёвского драмтеатра все они налились плотью и кровью настолько, что зрители-ветераны после окончания спектакля бросились целовать артистов.

На премьере в другом театре Дударев рассказывал мне, что пьеса написана на основе реальной истории. Это и сковывало творческую свободу драматурга, знакомого с Алиной Александровной Ладысевой – единственной выжившей в той операции. Куда легче придумать персонажей, чем осмелиться дорисовывать портреты людей, существовавших в действительности...

Андрею Крючкову повезло больше, он не общался с прототипом одной из героинь, и груз ответственности перед ней не давил на режиссёра. Поэтому, несмотря на весь трагизм истории, спектакль получился лёгким, отчасти озорным, ведь вариация на тему «солдаты-девушки в подчинении у командира-мужчины» подразу-мевает привкус анекдота.

К сожалению, неизбежно сравнение пьесы с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и уже двумя её экранизациями. Слишком уж похожа фабула, хотя Алексей Дударев, помнится, и пытался доказать, что это «совсем другая история». Впрочем, если брать по гамбургскому счёту, основных сюжетов в мировой культуре вообще – по пальцам пересчитать. Так что все мы пишем вариации на тему...

Хочется сказать о другом: Андрей Крючков уверял, что, если есть достойный материал и талантливые актёры, можно сделать яркий спектакль чуть ли не за три копейки. И он это сделал! Из декораций на сцене одни доски... Сколоченные в стены, стол, лавки, все они тоже становятся живыми участниками действия.

Но главное, что удалось режиссёру, это правильно распределить роли. Очень удачной мне кажется работа Константина Бурухина, сыгравшего командира разведгруппы. В роли Петра Михасёва он показал себя сильным драматическим актёром, способным вызывать у зрителя целый спектр эмоций. Ярко проявила комический дар Екатерина Пенько, благодаря которой в зале то и дело раздавался смех.

Но особые слова – о Елене Лобановой. Только благодаря её таланту таким невероятным получилась сцена, когда «свой парень» Вероника Кремис изо всех сил борется с нарастающим в душе ужасом, который вызывает безобидная, казалось бы, немецкая песенка «Лили Марлен». Под этот мотивчик фашисты издевались над ними с сестрой, и первые же звуки вызывают у Вероники судороги вплоть до мучительного припадка... Без слёз смотреть в полные отчаяния глаза Елены Лобановой невозможно. Но она побеждает страх. Потому что так надо...

Этот момент, на мой взгляд, стал самым сильным в возрождённом спектакле, впервые поставленном Крючковым ещё в 2009 году. Режиссёр вдохнул в постановку новую жизнь. Хочется, чтобы она стала счастливой...

   
 

ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ