СЕЗОН НАЧИНАЕТСЯ С ПРЕМЬЕРЫ

Газета "Калининградская правда", №110(17535 ) вторник, 6 октября 2009 года
Иван СТАРЫХ
Постоянный адрес cтатьи: http://gazetakoroleva.ru/?number=2009110&st=140

Начался новый театральный сезон 2009—2010 годов. В Королёвском драмтеатре он открылся премьерой пьесы Алексея Дударёва «Не покидай меня». В Драматическом театре Белорусской армии эта пьеса была впервые поставлена её автором и художественным руководителем ДТБА в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. А режиссёр КДТ Андрей Крючков приурочил спектакль к 65-й годовщине нашей Победы.

Дударёв написал «Не покидай меня», опираясь на документальную основу. Критики вменяли ему в вину, что сюжет пьесы очень близок к сюжету повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Действительно, у Васильева рассказ идёт о женском стрелковом разведвзводе, полёгшем в «боях местного значения». У Дударёва — речь о четырёх девушках-разведчицах, три из которых гибнут в ходе спецоперации. Там и тут «женским царством» командует молодой офицер. Но, если принимать упрёк всерьёз, тогда и «Небесный тихоход», и «В бой идут одни старики», и многие другие произведения советской классики можно также списать в категорию повторов… А ведь определяет их ценность вовсе не оригинальность темы — что уж тут оригинального, война она и есть война, женщины ли участвуют в ней или мужчины, — а талант, душевная глубина, человеческие качества тех, кто берётся за перо…

Свой нынешний выбор Андрей Александрович объясняет так: «Я считаю эту вещь в современной драматургии самой яркой из тех, что посвящены войне. А поскольку оба мои деда воевали, то и я с детства впитал эту тему. Дед Михаил Павлович служил во время войны в охране Сталина. И то, что он имел право нам рассказать, давало картинку как бы изнутри Ставки. Я хорошо запомнил их рассказы, потому что мне было двенадцать, когда умер дед Михаил, и четырнадцать, когда не стало деда Якова — он воевал на передовой, был ранен осколком… А сейчас уже выросло целое поколение, для которых Вторая мировая война — это парад по телевизору и лишний выходной. И если нам удалось так погрузить их в эту тему, что пробрало до мурашек по коже, — я буду считать свою задачу выполненной».

Надо отдать режиссёру должное: его прочтение пьесы оказалось весьма интересным. И сверхзадача, поставленная перед труппой, достигнута вполне. Это было видно уже на предпремьерном показе, который состоялся 22 и 23 июня. Прежде всего, на результат работает скрупулёзно подобранный актёрский ансамбль. Тем более что, на мой взгляд, в спектакле нет главных и второстепенных ролей — каждый герой по-своему важен.

Как в сердцах произносит герой Дениса Кумохина, гвардии капитан Михасёв: «Женщина на войне — это позор для мужчины. Нам перед ними за эту войну и так никогда не отмыться…» Но, как это ни горько, вплоть до наших дней ещё ни одна война не обошлась без участия женщин — сестёр милосердия, прачек, поварих, снайперов. А в пьесе «Не покидай меня» рассказана история четырёх девушек-разведчиц, которым суждено ценой собственных жизней провести диверсионную операцию по выведению из строя фашистского штаба.

Пьеса достаточно многозначна. При всей трагичности сюжета в ней много юмора и глубоких психологических сцен, а образы всех шести героев выписаны с удивительной точностью и проникновением в характер каждого. Мне особенно запомнился Полковник, которого играет заслуженный артист России Александр Крючков. Верится, что его герой — настоящий боевой офицер, с огромным опытом ведения войны, сдержанный и даже суховатый, волевой, по-отечески пекущийся о своих подчинённых. Любящий и строгий отец, которому по ходу пьесы суждено пережить гибель сына. В прочтении Крючкова-младшего эта трагедия Полковника останется, что называется, «за кадром». Но актёру удалось передать и глубоко скрытую боль своего героя, и профессиональную выучку кадрового офицера, и стыд взрослого мужчины, посылающего совсем молоденьких девчонок на почти неминуемую гибель.

Разумеется, в премьерном показе не всё было гладко. К примеру, в самом начале у меня было ощущение, что исполнитель роли капитана Михасёва Д. Кумохин играет, что называется, «вполноги». Впрочем, к середине представления это ощущение ушло совершенно. Капитан, стоящий на сцене, был живым и достоверным. Что произошло, судить не берусь, но в какой-то момент у актёра стали жить глаза, и каждый жест, каждая интонация «били в цель». Да и как не проникнуться сюжетом — ведь четырёх юных девушек капитан готовил к тому, чтобы вместе с ними идти в самое пекло, в сердце вражеской армии…

Второстепенных ролей в пьесе нет. У каждой героини — своя история. Старший лейтенант Вероника Кремис (Екатерина Катюхина) не спит ночами и не может слышать немецких песен. Она побывала в немецком плену, потеряла сестру, которая была совсем ещё ребёнком. Круглая отличница, Вероника своими познаниями поражает капитана, который до войны был школьным учителем.

Застенчивая Аля Ладысева, которую играет Любовь Сорокина, поглощена единственной мыслью: часть, в которой служит её парень, перебрасывают на линию фронта, а она была с ним холодна, не сделала шага навстречу. И она снова и снова повторяет капитану свою просьбу — ей обязательно нужно увидеться с любимым. Алька одна из всех девушек останется жива, может быть потому, что в её единственную ночь любви в ней затеплилась новая жизнь…

Озорная Зина Батян — наверное, самый яркий женский образ спектакля. Её сыграла одна из ведущих актрис КДТ Наталья Воронина. Особенно удалась ей сцена перед переправой, сцена первого в жизни Зины поцелуя…

Пожалуй, есть ещё над чем поработать исполнительнице роли Ядвиги Гурской, Юлии Дружининой. Насколько интересна была её игра в сцене переодевания, когда Ядя конвульсивно сжимает свои плечи руками и наотрез отказывается обнажаться в присутствии мужчины, — настолько же неестественно выглядит сцена конферанса, когда Дружинина, изображая самодеятельную игру своей героини перед фашистами, как-то буквально костенеет.

В чём главная удача постановки? Пожалуй, в том, что режиссёру удалось избежать и пафосности, и нарочитой трагичности. Крючков сохранил умеренность интонации, интеллигентную сдержанность, присущие письму Дударёва. В его прочтении трагизм пьесы — скорее внутренний, лежащий не на поверхности, а читающийся в контексте. Что ещё понравилось? Проработанность образов, то количество труда, которое вложено, чтобы найти для каждого героя спектакля мельчайшие чёрточки, интонации, жесты, которые делают персонаж живым. Ну, и, конечно, добротный звук, свет, сценография. Впрочем, тут у Андрея Крючкова небрежностей не бывает.

Если вам не удалось попасть на премьеру в сентябре — приходите на новую пьесу 21 октября. Встретимся в театре.

   
 

ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ