ТРУДНО ЛИ БЫТЬ "АНГЕЛОМ ВО ПЛОТИ"?

Александр Мушенко

С приходом в Королёвский драматический театр нового режиссера Андрея Крючкова, этот старейший театральный коллектив города радует зрителей частыми премьерами. 8 декабря 2006 г. прошла очередная. На этот раз, на суд зрителей был вынесен одноактовый спектакль «Двадцать минут с ангелом» по пьесе Александра Вампилова.

Проблема, поставленная драматургом в этот произведении, относится к разряду вечных: «Что наша жизнь: ад или рай?» И ответ, который мы получаем, тоже не нов: «Она может быть и тем, и другим. Причем в основном это зависит не от внешних причин, а от нашего душевного устроения».

Итак, где мы живем: в аду или в раю? По завязке спектакля можно сделать вывод, что мы сами превращает свою жизнь в ад, стремимся упасть, как можно ниже. Театральный занавес раздвигается, и мы видим до боли знакомую картину: двух пьяниц в непотребном виде. Утром они пробуждаются после крепких возлияний. С похмелья мир для них предстает сущим адом. Всё раздражает: и смех молодоженов за стенкой, и игра на скрипке, раздающаяся с другой стороны. Надо уточнить, что действие происходит в гостинице. Почему? Так ведь ее можно назвать «перепутьем всех дорог». Это - место, где сталкиваются самые разные люди, разные судьбы. Да и само слово «гостиница» символично, ведь все мы – гости в этом мире.

Но вернемся к нашим героям. Они – шофер Анчугин (актер Сергей Плаксин) и экспедитор Угаров (актер Алексей Черный) – командированные, оказавшиеся в этом городе по служебным делам. Но в данный момент всё для них сконцентрировалось в одном страстном желании опохмелиться. Они жаждут этого, как манны небесной. Но денег нет, и только чудо может их спасти. Они и уповают на чудо, как утопающие готовы ухватиться за любую «соломинку»: обращаются в соседние номера, к тем людям, кого уже извели своими оргиями. Да разве они помогут?! Те сами мечтают о том, чтобы их кто-нибудь спас от этих соседей. Тогда два этих крепких мужика начинают донимать щупленькую уборщицу. Согласитесь, оригинального «спасителя» они себе присмотрели! Но той, разумеется, не до них. Тогда один из «страждущих», толи от отчаяния, толи, решив, что пропадать, так пропадать, а на миру, как известно, и смерть красна, высовывается из окна и взывает о помощи, о спасении, в том смысле, как он его понимает. И сам, сознавая, что это тщетно, обмякает, ведь ситуация тупиковая. Но в жизни всегда есть выход. Приходит «спасение», правда, очень оригинальное. Спасение в лице какого-то чудаковатого дяди в шляпе, с авоськой в руках. Прямо скажем, неожиданное явление «ангела», обещанного в названии спектакля. Страдающие от похмелья просят у него денег на бутылку водки, но, как по мановению волшебной палочки, получают сумму, многократно превышающую просимое. Казалось бы, их мечта осуществилась, но… Оно всегда есть это пресловутое «но». Ведь, по большому счету, мы все ожидаем именно чуда, надеемся на него, и одновременно не верим, что оно может произойти. Мы уверены, что чудес на свете не бывает, люди – не ангелы, и, если человек что-то делает, то лишь преследуя собственный интерес. А если сумма денег значительная, то и интерес не шуточный. Явно – какая-то невиданная подлость! Но кому же хочется совать свою голову в петлю?! Не хотят этого и наши командированные, в их истерзанных похмельем головах рождаются предположения, одно другого страшней: «Это – преступник! Вор! Мошенник!..» И следует вполне «естественная» реакция. Они набрасываются на своего «спасителя», требуют признаться во всех смертных грехах, даже порываются бить. Обыскивают. Но по документам он – агроном Хомутов (актер Александр Смирнов). Командированные уже не знают, что и думать. А он, как назло, твердит лишь одно: «Хотел помочь от чистого сердца!» Тогда готовые на всё Угаров и Анчугин связывают этого подозрительного субъекта. Они приглашают в номер своих соседей: молодоженов (актеры Арсений Амельченко и Екатерина Катюхина), скрипача Базильского (актер Николай Филиппов), а так же уборщицу Васюту (Татьяна Благоразумова), чтобы всем миром решить, что дальше делать. И все соглашаются в одном: честный человек не может ни с того, ни с сего дать незнакомцам крупную сумму денег! Это – или сумасшедший, или мошенник. Остается лишь выяснить, кто, и тогда уже звонить в милицию, либо в психбольницу. Впрочем, у одного из всей этой «компании» - у молодой женщины Фаины, проживающей с мужем в соседнем номере, возникает сомнение: «А может быть, он говорит правду? Должны же люди помогать друг другу». Но ее тут же обвиняют в глупости.

В этот момент, к всеобщей радости, подозреваемый соглашается рассказать всю «правду». У всех присутствующих буквально гора с плеч свалилась: «Ну, давно бы так!» И агроном Хомутов оказывается, кем бы вы думали? Нет, не ангелом, а простым грешным человеком, которому тоже нужна, просто необходима помощь. Он захотел очистить свою душу, отдав эти деньги нуждающимся. Он вез их матери, с которой, по своей вине не встречался 6 лет. Но мать три дня назад умерла, и нерадивого сына гнетет груз вины. Да, выходит действительно не может человек бескорыстно помочь ближнему, даже в благодеянии ищет своей выгоды! И такое объяснение всех устраивает: наконец-то он признался в своем эгоистическом интересе.

На этом спектакль заканчивается. Согласитесь, неожиданная концовка! Впрочем, как могла закончиться «трагикомедия»? «А какова мораль?» - спросите вы. Каждый сам для себя должен решить, где он живет: в аду или в раю? Во что превращает свою жизнь? Пытается ли соответствовать высокому званию человека? Готов ли к чуду (каковым и является наша жизнь), способен ли разглядеть в людях светлое, возвышенное, готов к встрече с «ангелом»? Всё это – вечные вопросы, на которые во все времена пытались найти ответ. По окончании спектакля мне вспомнились гениальные четверостишья Омара Хайяма, в частности это:

«Мы – источник веселья - и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны - и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен - и он же безмерно велик».

Хайям выразил эту мысль в стихах, Вампилов – в прозе, а актеры театра попытались донести ее до зрителей с помощью своего искусства. Что ж, честь им и хвала за это. Ведь человек никогда не должен забывать, что он – ЧЕЛОВЕК.

 

   
 

ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ