УКОЛ ОТ БЕЗВОЛЬНОСТИ Газета "Калининградская правда" № 47 «Цензоры не знают, что никакие переделки в произведении ни на йоту не изменяют его основного смысла…» На камерной сцене ЦДК им. Калинина в апреле состоялась премьера нового спектакля Королёвского драматического театра «Морфий» по одноимённому рассказу Михаила Булгакова из книги «Записки юного врача». Начинается постановка с того, что в столичной поликлинике пьёт чай доктор Бомгард (Самир Кулиев) и беседует с медсестрой Марьей (Ксения Бабушкина). Он вспоминает, как работал когда-то единственным врачом в русской глубинке, и нынешнее своё положение почитает за счастье. «Кто же сейчас сидит там вместо вас?» — «Кто-нибудь, да сидит… Какой-нибудь молодой врач». «Чем глуше — тем лучше. Видеть людей не могу. А здесь я и никого не увижу, кроме больных и крестьян… Но они ведь не тронут моей раны». Это уже слова главного героя — доктора Полякова (Тимофей Ленских). Он — слаб и раним, он бежал в гореловский участок от себя самого, от своих воспоминаний о женщине, которую он любил и которая его бросила. Но разве от себя убежишь? Да, сначала его волновало, как он будет лечить больных один — без чьей-либо помощи, когда рядом только два фельдшера — Анна Кирилловна (Екатерина Крыкова), ставшая его единственной опорой в новой жизни, и нелюдимый Влас. И в свой день рождения он увлечённо рассказывал медсестре о своих посетителях, танцевал с ней… Но вдруг — резкие боли в области желудка, и Анна Кирилловна вынуждена впрыснуть Сергею Полякову морфий… «После укола впервые за последние месяцы я спал глубоко и хорошо, без мыслей о НЕЙ» — напишет молодой врач в своём дневнике. Да, наяву Амнерис не беспокоила его, но во снах — приходила, и каждый раз — новая, как и эффект от морфия, занимающий всё больше и больше места в душе человека. Морфий — Амнерис. Эта простая, но жуткая аналогия, красной нитью проходящая в произведении, очень важна. Человек был привязан к чему-то, потом потерял это и заполнил пустоту наркотиком… Здесь просто необходимо отметить великолепный режиссёрский ход Андрея Крючкова, который с помощью видений Полякова, в которых к нему приходит бывшая возлюбленная Амнерис (играет Наталья Воронина), смог отобразить все стадии зависимости. Вот она в виде шикарной оперной примы, когда доктор Поляков находится в эйфории, вот — в египетских одеждах влечёт его куда-то, а когда молодой врач уже лечится в психиатрической больнице, — в белой длинной рубахе с серым лицом. Морфинизм был не только следствием несчастного случая — первого укола, сделанного Анной Кирилловной, но и отражением унылой атмосферы жизни в этой глуши. Наркотик давал забвение и даже иллюзию творческого подъёма, рождал сладкие грёзы, отключал от тяготившей действительности. Вот несколько цитат из дневника доктора Полякова: «Спасибо морфию за то, что сделал меня храбрым», «А теперь я спокоен», «Я очень горжусь тем, что я — мужчина (когда убедил себя в том, что забыл Амнерис)». «Морфий» — подробное исследование распада человеческой личности. Доктор Поляков не в силах противостоять трудностям, он предпочитает уйти в мир видений, горячечной фантазии, бреда. Но постепенно смерть овладевает морфинистом, — человека нет. Он выключен, ни о чём не думает, не мыслит. У края пропасти Сергей Поляков лишает жизни и Анну Кирилловну, и себя: «Большое горе, если ты любила меня…» «В моей смерти прошу никого не винить». Думаю, это последняя запись в дневнике доктора Полякова не совсем верна, ведь в этих двух смертях виноват он сам — легкомысленный неврастеник, злосчастный эскулап, не принявший и не осознавший дар жизни, спасовавший перед преградой… В премьерной постановке Королёвского драматического театра участвовали шесть актёров. Не так уж много, но, оказалось, достаточно, чтобы держать зал в напряжении. От главных героев, которых играют Тимофей Ленских и Екатерина Крыкова (на фото внизу), до эпизодических ролей — самой краткой из которых, пожалуй, является персонаж профессора психбольницы (Диомид Виноградов) — все важны и нужны, образуя единое целое. Так, Т. Ленских и Е. Крыковой удалось сыграть всю боль и отчаяние, исступление и несложившуюся историю любви, а С. Кулиеву — пытливого, строгого, но участливого друга. Отдельно хочется отметить прекрасное музыкальное сопровождение, которым постановка также обязана главному режиссёру Королёвского драматического театра Андрею Крючкову. Он сумел подобрать «нужные ноты» ко всем человеческим переживаниям, которые испытывает доктор Поляков. В заключение вернусь к эпиграфу. Я не случайно вспомнила эти слова Михаила Булгакова, потому что этот спектакль соответствует духу и глубокому смыслу литературного произведения великого русского писателя. Он сыгран профессионально и без всякой навязчивости и назидательности. Хотите заглянуть в глубокую бездну своих проблем и найти в себе силы их решить? Тогда приходите на следующий показ «Морфия» в исполнении Королёвского драматического театра. |
|||||||||||
ГЛАВНАЯ | БИОГРАФИЯ | ТВОРЧЕСТВО | ФОТО | ВИДЕО | ПРЕССА | КОНТАКТЫ
|
|||||||||||